“Родина нежная”: что писали о Киеве известные киевляне



 “Родина нежная”: что писали о Киеве известные киевляне
26.12.2019


Виктор Некрасов


В Киеве писали картины гениальные художники, поэты сочиняли стихотворения, а рукописи писателей стали бессмертными. Что писали и говорили о Киеве «творцы прекрасного»?
Иван Нечуй-Левицкий (1838-1918)


Иван Нечуй-Левицький
Всю свою взрослую жизнь, до самой смерти, великий писатель, «всеобъемлющий глаз Украины», прожил в Киеве на улице Ярославов Вал. Каждый день, ровно в 3 часа дня, он выходил из своей квартиры на прогулку: через Фундуклеевскую улицу, Театральный майдан, Владимирскую горку. Киев очень часто и очень ярко фигурирует в его произведениях.

«Стоять київські гори непорушне, заглядають в синій Дніпро, як і споконвіку, несуть на собі пам’ятку про минувшість для того, хто схоче її розуміть, і ждуть не діждуться, поки знов вернеться до їх слава старого великого Києва, поки знов заквітчають їх потомки давніх батьків свіжими квітками історії…» — «Хмари».


Читайте также: «Нет красивее города на свете»: Киев в жизни и творчестве Булгакова
Михаил Булгаков (1891 -1940)


Михаил Булгаков в 1914 г.
Одним из самых известных киевлян был Михаил Булгаков. Его произведения до сих пор актуальны и интересны. Родной город для писателя всегда занимал особенное место в сердце. Здесь он родился, учился, впервые влюбился, пытался писать первые произведения. Несмотря на то, что большую часть своей жизни Булгаков прожил вдали от родины, он всегда тянулся к дорогому городу.

В своём первом романе «Белая гвардия» (1923) фигурирует известный на Андреевском спуске дом №13, где Булгаков провел с семьей свои юношеские годы. Сейчас там работает музей, посвящённый памяти великого писателя. Михаил Булгаков много внимания уделил оккупированному в 1918 году Киеву.

«Как многоярусные соты, дымился и шумел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шел из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома….».

«Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами».
Александр Вертинский (1889-1957)


Александр Вертинский
Великий актер и певец, чьё имя прогремело на весь мир, родился в Киеве на улице Владимирской 43. До сих пор его называют феноменом, а проникновенные песни исполнителя можно даже услышать на улицах его родины – памяти артиста посвящена витрина Музея одной улицы в Киеве.

Жизнь у легенды выдалась не такой уж легкой: сирота, терпевший издевки всё детство, проблемы в учебе. Он жил одним – театром, а за это был вознагражден искренней любовью зрителей.

Вертинский никогда не забывал Киев, и, даже пребывая в далекой эмиграции часто вспоминал родной город в своём дневнике:

«Мой дорогой, любимый Киев! Яснее всего я вижу его весной. Мы жили тогда на Фундуклеевской улице. Улица та поднималась от Крещатика вверх и, дойдя до Пироговской, красиво спускалась вниз, к Еврейскому базару. Рядом с нашим домом было цветоводство Крюгера, а на противоположной стороне – анатомический театр. Поэтому на улице всегда пахло либо цветами, либо трупами».

Уехав из Киева, он вернулся в него только через 50 лет. Поужинав в ресторане, на обратной стороне чека Вертинский написал проникновенный стих, посвящённый городу, в котором родился:

Киев – Родина нежная,
Звучавшая мне во сне,
Юность моя мятежная,
Наконец ты вернулась ко мне!
Я готов целовать твои улицы,
Прижиматься к твоим площадям,
Я уже постарел, ссутулился,
Потерял уже счет годам.
А твои каштаны дремучие –
Паникадила Весны –
Все цветут, как и прежде, могучие,
Берегут мои детские сны.
Я хожу по родному городу,
Как по кладбищу юных дней,
Каждый камень я помню смолоду,
Каждый куст – вырастал при мне.
Здесь тогда торговали мороженым,
А налево – была каланча!
Пожалей меня, Господи, Боже мой!..
Догорает моя свеча.

Читайте также: «Порядки были суровые»: женские школы Харькова в девятнадцатом веке
Виктор Некрасов (1911-1987)


Виктор Некрасов
Участник обороны Сталинграда, советский писатель, чьи произведения были популярны в «стране советов», был уроженцем Киева и проживал по улице Владимирской, в доме номер 4.

Виктор Некрасов был диссидентом и, спасая свою жизнь, бежал в 1974 году сначала в Цюрих, а после, окончательно, в Париж. Но, несмотря на эмиграцию, очень любил Киев и был, к слову, ярым почитателем творчества Михаила Булгакова.


«… и приглашаю всех, кто посетит Киев, спуститься вниз по крутому Андреевскому спуску, … пробраться на горку, усесться на краю ее обрыва, закурить, если куришь, и полюбоваться Городом, который так любил Булгаков, хотя никогда больше в него не возвращался».

Не только уроженцы Киева отзывались о нём. Проездом или специально – все, кто посещал Киев были под впечатлением от столицы.
Известные гости столицы о Киеве


Анна Ахматова
Оноре де Бальзак, французский драматург, посещал Киев три раза. Он писал в своём дневнике: «После того, как я повидал католический Рим, я испытал живейшее желание видеть Рим православный. Петербург – еще город-младенец, Москва только что вступила в мужественный возраст, но Киев – это вечный город Севера». Но великий романист заметил, что каждый раз, когда посещал столицу Украины – он заболевал. Поэтому, несомненно, его впечатление о городе портилось.

Хотя, в дневнике Бальзака можно было найти и положительные отзывы. К примеру, особенно французу запомнилась зимняя ярмарка 1848 года.

Анна Ахматова, одна из ярчайших личностей серебряного века русской поэзии, продолжительное время училась в Фундуклеевской гимназии и жила сначала на улице Владимирской 3, после на Меринговской. Но Киев, судя по записи в дневнике, не особо любила.

«У меня в Киеве была очень тяжелая жизнь, и я страну ту не полюбила, и язык…»

Но именно за время жизни в Киеве она напишет свои известные стихи «Сжала руки под тёмной вуалью», «Сероглазый король», «Он любил три вещи на свете» и другие.

Несмотря на свою отчуждённость к городу, поэтесса не обошла его стороной и тоже раскрыла в своём творчестве:

Древний город словно вымер,
Странен мой приезд
Над рекой своей Владимир
Поднял черный крест.
Липы шумные и вязы
По садам темны,
Звезд иглистые алмазы
К Богу взнесены.
Путь мой жертвенный и славный
Здесь окончу я,
И со мной лишь ты, мне равный,
Да любовь моя.

Древний и прекрасный город повидал ещё немало лиц: им вдохновлялся Гоголь; здесь писали свои картины Александр Мурашко и Михаил Врубель; Лесь Курбас организовал «Молодой театр», где играли Йона Шевченко, Степан Бондарчук, Полина Нятко и другие известные украинские актеры; здесь начинал творить Казимир Малевич.

Посилання:

https://my-kiev.com/news/rodina-nezhnaya-chto-pisali-o-kieve-izvestnye-kievlyane.html  

Немає коментарів:

Дописати коментар